Издается с 2002 года
Выходит 4 раза в год |
Выпуск 1, 2015 годКривулин Н. К., Гладких И. В. Построение согласованной матрицы парных сравнений в маркетинговых исследованиях на основе методов тропической математики. В статье рассматривается задача оценки рейтингов альтернатив на основе их парных сравнений, которая возникает при анализе предпочтений потребителей в маркетинговых исследованиях. Обсуждаются вопросы формирования матрицы парных сравнений и изучается проблема согласованности таких матриц. Задача оценки формулируется как задача аппроксимации матрицы парных сравнений при помощи согласованной матрицы. Приводится краткий обзор необходимых понятий и результатов тропической математики, методы которой используются для унифицированного представления и полного решения задач аппроксимации в виде готовых расчетных формул. Применяется один общий подход к аппроксимации матриц парных сравнений с использованием мультипликативной и аддитивной шкал. Предложены новые решения задач аппроксимации для обратно симметрических и кососимметрических матриц, а также для произвольных мультипликативных и аддитивных матриц парных сравнений. Полученные решения распространяются на случай оценки рейтингов альтернатив на основе одновременной аппроксимации нескольких матриц. Для иллюстрации результатов представлен ряд численных примеров нахождения вектора рейтингов альтернатив в задаче выявления значимости ключевых характеристик предложения продавца при выборе контракта покупателем на конкурентном В2В-рынке. Ключевые слова: маркетинговые исследования, анализ предпочтений потребителей, методы парных сравнений, тропическая математика, задачи аппроксимации, матрица парных сравнений, вектор рейтингов альтернатив. |
Поиск по рубрикам
Наши координаты:
199004, Санкт-Петербург, Волховский пер., 3. Тел. (812) 323-84-52 Факс. (812) 323-84-51 vestnik@som.pu.ru |